Статьи

Такси Эстонии

Такси Эстонии


Такси вызывали?

В последнее время работа такси находится под постоянным прицелом проверяльщиков всех мастей. Но пытался ли кто из властей предержащих взглянуть на таксоизвоз с точки зрения работяги-таксиста?

Настоящая жизнь таксистов начинается ночью, когда общественный транспорт уже отправляется на покой. Ночью в городе жизнь кипит: ночные бары, пабы, рестораны и казино переполнены подгулявшей публикой, частные машины мирно спят на парковках (отучили наш народ ездить в пьяном виде драконовскими штрафами), и по городу носятся таксисты различных фирм да безбашенная молодежь на машинах и мотоциклах

Таксисты — кто вы?

Стандартное представление о таксисте: хамоватый «шеф» с циничным взглядом, прикидывающий, как бы половчее обжулить клиента.

Современный таксист: средних лет, зачастую с высшим образованием, частенько бывший бизнесмен, выдавленный на обочину конкурентами, культурный, начитанный, с правильной речью. В последнее время работать в такси идет все больше женщин. Некоторые таксофирмы даже предпочитают таксисток, а не таксистов: вопреки распространенному мнению, женщины водят аккуратнее, реже нарушают правила и ответственнее относятся к клиентам.

А ты кто такой?

Претензии клиентов к таксистам давно известны: пытаются обмануть со счетом за поездку, обсчитать со сдачей, не знают названного адреса, едут кругом, чтобы накрутить побольше сумму на счетчике, опаздывают на вызов, пытаются приставать к клиенткам, не возвращают утерянные в такси вещи, хамят, отказываются везти за город по счетчику и т.д.

Претензии таксистов к клиентам: кидают на деньги, то есть пытаются удрать, не заплатив за поездку (чем последнее время часто грешит эстонская «золотая» молодежь), хамят, изыскивают разнообразные предлоги, чтобы не расплачиваться, ведут себя в машине по-хозяйски, трогают ручки и кнопки, как маленькие (так и хочется дать по рукам), воруют плохо лежащие мелочи — от сигарет до телефонов, лезут с провокационными разговорами на политические темы, в машине орут, надсаживаясь, как на митинге, садятся в грязной одежде, лапают руками стекла изнутри, блюют на сиденья с перепоя, пытаются приставать к таксисткам и т.д.

Овес нынче дорог

При современных ценах на горючее поездки далеко за пределы Таллинна в близлежащие городки (Кейла, Саку и прочие, не говоря уже про Тарту, Пярну или Хаапсалу) с обратным пустым прогоном становятся чрезвычайно невыгодны. Вероятность взять обратного клиента в пункте назначения равна нулю, поэтому ни один таксист «по счетчику» далеко за город не поедет — будет договариваться с клиентом о цене, хотя бы в полтора раза выше, хотя по правилам это и не положено. Есть клиенты, которые прекрасно все понимают и не против заплатить немного побольше, чтобы попасть домой с комфортом. Есть и другие, досконально знающие свои права, — таксист обязан везти их по счетчику — и точка! — эти остаются с носом, потому что, хорошо зная свои права, они забывают, что и у таксиста есть право отказаться от поездки за пределы Таллинна без объяснения причин, и никто ему ничего за это не сделает.

Последнее время распространилась гнусная мода: в отдаленные спальные районы — Виймси, Меривялья, Какумяэ некоторые изобретательные личности повадились вызывать по три-четыре машины из разных фирм. Чье такси успевает первым, на том и уезжают, а остальные тратятся на горючее и теряют время. Неплохо бы Transpordiamet уже обратить внимание на эту проблему! За ложный вызов полиции или пожарной машины шутникам придется заплатить, но пока еще у нас не принято наказывать за ложные вызовы такси, и права таксистов никак не защищены.

Кидаем раз, кидаем два

Отдельный разговор про кидал. Кидалы делятся в основном на два подвида: принципиальные (у них деньги есть, но платить они не хотят) и спонтанные (денег у них нет, но ехать хочется). Даже трудно сказать, с кем сложнее. Пожалуй, что со второй категорией. Первые, чтобы не оплачивать счет, пытаются придираться к таксисту: требуют квитанцию (если в такси нет принтера и водитель не может выдать распечатанный чек, клиент имеет право не платить), предъявляют претензии по поводу заляпанных предыдущими клиентами стекол, заказывают какую-то определенную музыку, словно они не в такси, а на дискотеке…

Встречаются и идеологически подкованные. Эти, определив, что эстонский язык для данного водителя, мягко говоря, не родной, стараются спровоцировать его на разговор, а потом обвиняют в незнании государственного языка и на этом основании отказываются платить. Господа-идеологи, можете даже не пытаться качать права, все равно ничего не получится! Водитель такси должен владеть языком минимально, на уровне понимания адреса, по которому надлежит отвезти капризного клиента. Это проверено, и уже не раз.

А по поводу квитанций можно сказать следующее: опытный таксист запросто различит, кому чек нужен для дела, а кому — для понта. Получат-то чеки, конечно, оба, но один сохранит, а второй просто выкинет, а в стране напряженка с бумагой. Достоверный случай: клиент едет из аэропорта в отдаленный спальный район Меривялья, только что вернувшись из теплых стран, где всласть отгулял отпуск. Прибыв на место, требует чек. А у таксиста, как на грех, в принтере заело бумагу (бывает), и клиент преспокойно отказывается платить по счету. Формально он прав… но совесть-то тоже надо иметь!

А вот еще одно изумительной красоты кидалово: таксист (вернее, таксистка) забирает поддатого клиента на адресе (адрес и номер телефона, с которого шел вызов, фиксируется у диспетчера фирмы), по дороге клиент пытается за ней наскоро ухаживать («давайте выпьем кофе, дайте телефончик»). Ухаживания отвергаются и клиент обижается. У Viru Hesburger обиженный велит подождать и пристраивается в очередь за гамбургерами. Очередь большая. Машина ждет полчаса. Ночь пятницы — эфир просто рвется от заказов. И вдруг таксистка с изумлением слышит, как по эфиру проходит заказ от клиента, покупающего гамбургеры. Подъезжает еще одно такси, клиент, швырнув сигарету, ныряет в машину — и был таков. Просто, эффективно, почти гениально: за одно такси платим, второе оставляем с носом. Но одного молодец не учел — взбеленившаяся таксистка не поленилась взять у диспетчера данные ловкача, поехала в полицию и написала заявление, приложив чек. Нашли красавца через два дня. Чтобы избежать уголовного дела, клиент просто умолял взять деньги.

Кидалы второй категории обыкновенно едут довольно далеко: Нымме, Рокка-аль-Маре или Виймси, а, добравшись до дома, с наивной простотой объявляют, что денег у них с собой нет, но они сейчас сходят домой и принесут. Обыкновенно покупаются на такой трюк таксисты неопытные. Опытный таксист клиента из машины не выпустит, пока тот не оставит что-нибудь в залог: лучше всего мобильный телефон. Документы брать бессмысленно: клиент готов заново восстановить свои права или ID-карту, потому что восстанавливать надо потом, а платить не хочется сейчас. А драгоценности брать просто опасно — могут обвинить в ограблении. Если же нет и телефона, то выход один: едем в полицию и там ты будешь объяснять, почему в магазин ты ходишь с деньгами и платишь за покупки, а в такси катаешься без денег. Чаще всего находится компромисс. Да и деньги тоже.

Преимущества размера

По Правилам дорожного движения общественный транспорт имеет преимущество. Остальные участники движения обязаны пропустить отъезжающий от остановки автобус или троллейбус. С трамваями в этой ситуации проще — они привязаны к рельсам и достаточно предсказуемы, просто смотри, куда он едет, и не лезь под колеса. А вот троллейбусы, а особенно автобусы почему-то считают, что могут ездить так, как им бог на душу положил. Вылезают из остановочных «карманов» и прут поперек потока через три полосы — им так надо, — зачастую не утруждаясь показать поворот. Запросто нарушают скоростной режим — ограничение 30, а он несется 50. Пользуясь преимуществом габаритов, вытесняют других участников движения с их собственных полос, порой загоняя на встречные или на поребрики. И все это с невозмутимыми лицами и ссылками на привязку к расписанию.

Буквально несколько дней назад подруга мне пожаловалась, что ее чуть не угробил автобус на кругу Академия, Сыпрузе и Эхитаяте. Время было половина десятого вечера, дороги практически пустые.

Такси ехало в сторону Сыпрузе с Академия, уже успело проехать почти весь круг, оставалось только свернуть с круга на Сыпрузе, когда со стороны Нымме появился автобус 36-го маршрута. Таксистка отметила его появление, но право проезда было на ее стороне, поэтому она спокойно продолжала ехать по кругу. Автобус же, полагая, что он большой, железный и квадратный, даже не обратил внимания на маленькое такси: не снижая скорости, вылетел на круг под носом у моей подруги и прошмыгнул почти по прямой на Эхитаяте, благо строение круга ему это позволяло. Чтобы не врезаться, таксистка ударила по тормозам. Машина встала, как осаженный конь, женщину грудью швырнуло на руль. Хорошо, что дорога была сухая, хорошо, что машина новая и тормоза в ней работают превосходно, хорошо, что автобус был не «гармошкой», а короткий… короче, хорошо то, что хорошо кончается.

На ближайшей заправке подруга купила стаканчик кофе — успокоить нервы. Руки с перепугу тряслись так, что кофе плескался в стаканчике. Потом она позвонила по телефону 110 и описала ситуацию. Дежурная на пульте, оказалась человеком отзывчивым, выслушала, посочувствовала и посоветовала ехать на Рахумяэ в Liikluspolitsei написать заявление, присовокупив, что за последнее время количество аварий с участием общественного транспорта и автобусов, в частности, сильно возросло. Так моя подруга и сделала. Правда, попала она на Рахумяэ уже под утро — работа, заказы. Юный инспектор из аварийной группы сначала морщился и все допытывался, пострадала ли в аварии ее машина. Не пострадала? Ну и слава богу, чего же вы хотите? Вот если бы пострадала… Потеряв терпение, подруга высказалась в том смысле, что если бы авария в самом деле произошла, то она бы перед ним не стояла, а уже несколько часов назад ее бы отскребали от асфальта, и не исключено, что лично сам этот юный инспектор. «Так чего же вы все-таки хотите? — уточнил инспектор, принимая заявление. — Дорожная полиция на основании только ваших слов предпринять ничего не сможет». — «Я хочу, чтобы отыскали этого водителя и дали ему почитать Правила дорожного движения. А если он читать не умеет, то пусть ему почитают вслух». На том и расстались.

Существует такая организация как TAK AS Liiklusjärelevalve osakond — нечто вроде отдела собственной безопасности Tallinna Autobussi Koondis, — и любой человек, пострадавший от произвола водителя автобуса, может обратиться туда с заявлением. Правда, для этого надо запомнить номер автобуса: регистрационный, серийный или хотя бы номер маршрута и точное время и место происшествия. Не исключено, что что-нибудь и воспоследует. А пока ситуация парадоксальная: даже если вы ездите исключительно по правилам, от аварий вас никто не гарантирует. Как говорится — если не ты, то тебя.

Спасение утопающих — дело рук…

Старая истина гласит: каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает. Современность несколько дополнила постулат: каждое правительство имеет тот народ, который оно имеет. Оставим в покое первую часть афоризма и рассмотрим вторую. Эстонию называют полицейским государством. И сколько ни пытайся утверждать обратное, достаточно посчитать разновидности полиции в нашей маленькой стране. Мы имеем просто полицию, криминальную полицию, дорожную полицию, муниципальную полицию, полицию безопасности и плюс еще военную полицию.

Ничего не могу сказать про военную полицию — не приходилось сталкиваться. Ничего не имею против криминальной полиции. Чем занимается муниципальная полиция, знают многие — ищут себе работу: отлавливают зайцев в общественном транспорте и стараются накопать какие-нибудь нарушения до кучи. Одну мою хорошую знакомую оштрафовали на 600 крон за припаркованный возле дома автомобиль. Ее машина, которую она вот уже несколько лет паркует в ласнамяэском дворе, — о, ужас! — одним колесом случайно попала на газон. В каком состоянии дворы и газоны наших спальных районов — тема для отдельного разговора. Есть, конечно, платные парковки, но количество автомобилей, которые нужно парковать, на несколько порядков превышают количество парковочных мест.

Когда районы строились, никто не думал, что личного транспорта станет так много, вот автовладельцы и выходят из положения, кто как может. Данному же газону, скорее напоминающему болото, а в сухую погоду — пустынный такыр, не стало сильно хуже от одного колеса. Тем не менее все было сделано по правилам: знакомой прислали грозную повестку, от чего она ночь не спала, а в полиции, отчитав, выписали штраф с очаровательной формулировкой «нарушение общественного порядка, уничтожение зеленой зоны и проведение незаконных раскопок».

Совершенно противоположный случай произошел опять-таки с моей подругой-таксисткой. Под утро она взяла четырех клиентов, попросивших отвезти их в Маарду. Пассажиры, сначала показавшиеся нормальными, на поверку оказались мелкими бандитами да еще под та-аким наркотическим кайфом… После запрета курить в машине впали в агрессию. Лучше даже и не повторять, что именно они говорили, но угроза, как признается подруга, была реальной настолько, что пришлось воспользоваться тревожной кнопкой. Услыхав тревожный позывной и голос диспетчера, уточняющий, куда именно надо прислать машины, гопники заволновались, потребовали остановить такси, вышли и даже расплатились, на прощание пообещав: если что, б.., мы тебя найдем и глаза выдавим. Подруга тут же отправилась в маардускую полицию делать заявление.

Сначала пожилой дежурный долго не мог понять, что именно она хочет, потом выслал к ней молодую девушку-констебля. Девушка вышла с недовольным лицом. «Чего вы хотите?» — «Мне угрожали пассажиры». — «Мне каждую смену угрожают. У вас работа такая. Вас же не зарезали? Не изнасиловали? Не ограбили? Вам заплатили?» — «Это бандиты!» — «Ну, мало ли у нас ходит бандитов…» — «Пошлите патруль, если их задержат, я их опознаю». — «Наш патруль занят». Короче: «Ей сказали: что вы, тетя! Вот убьют, тогда зайдете».

Что сказал комиссар

Комиссар дорожной полиции А. Хирс сидит, насупившись. Чтобы попасть к нему на прием, нам с подругой-таксисткой пришлось буквально взять за горло секретаря, которая стояла насмерть, как Брестская крепость. Основной аргумент: если комиссар будет принимать всех нарушителей, то работать ему будет некогда. Очень хочется спросить: неужели господин комиссар тоже сидит в кустах с радаром? Но благоразумие берет верх.

Собственно, вопрос один: почему за первое в течение восьми лет превышение скорости сразу штраф 3000 крон? Комиссар куда-то удаляется и возвращается с распечатанным листком. «У вас три действующих нарушения», — сообщает он. Смотрим. Одно было два года назад, по идее, должно было уже погаситься, но… за несколько дней до истечения годового «карантина» был выписан штраф за неправильную парковку, и отсчёт начался по-новому, а теперь ещё и превышение скорости… аж на 21 километр, да ещё и споры с полицией, попытки объяснить, что скорость они взяли чужую. «Надо было опротестовывать», — говорит комиссар. Но подруга писала объяснительную, интересно, читал ли он её.

«Я в день принимаю по 50 и более решений», — говорит комиссар. Ну вот вам и объяснение: при 8-часовом рабочем дне с перерывами на «оправиться и покурить» на каждое решение уходит от шести до семи минут, где уж тут читать ваши глупости…

Подруга интересуется, почему наказание за неправильную парковку приравнивается к более тяжким нарушениям. Комиссар объясняет: для закона нет разницы, проехали вы на красный свет, припарковали машину не в том месте или попались в хлам пьяным за рулем. Изумительно! То есть для нашего закона нет разницы, что мухи, что котлеты, лучшее средство от мигрени — гильотина, а оптимальная превентивная мера — расстрел перед строем. Подруга задает вопрос: сзади ее такси с очень хорошей скоростью шла машина, она поспешила убраться с ее пути на другую полосу, может, все-таки патрульные «взяли» не её скорость? Ведь видеозаписи или фотографии нет, где чётко мог быть зафиксирован номер машины. Комиссар не спорит: может быть, эта скорость и чужая. Но другую машину патруль упустил, а платить кому-то надо. Мы обе теряем дар речи. Аргументов больше нет.

У меня тоже имеется вопрос: господин комиссар, а вы не боитесь, что при таком порядке вещей, когда патрулям дана практически неограниченная власть над водителями, да еще и спорить с полицией ни в коем случае нельзя (это отягчающее обстоятельство, и сумма вашего штрафа автоматически увеличивается в несколько раз), вы не боитесь, что начнутся злоупотребления, если уже не начались? Ведь вашим сотрудникам дается план по протоколам… Нет такого плана! — горячо возражает комиссар. Есть! — упорствую я. Это вам таксисты сказали? — ехидно интересуется комиссар. Но у меня свои источники: вполне аутентичные и достаточно высокие. Город-то маленький. Наконец комиссар сдается и нехотя признает, что, возможно… может быть… предположительно… кто-то из непосредственных начальников патрулей что-то подобное и делает… но лично он — нет и никогда.

После короткой паузы подруга спрашивает, почему все патрули сидят с радарами «по кустам»? Причем все прекрасно знают, где именно. И пока полиция старательно меряет скорость и ловит редких, особо глупых и богатых лихачей, ночью в городе творится беспредел. Подрезают, обгоняют справа, едут по встречной полосе, несутся через сплошные линии, не пропускают на кругу… безбашенные мотоциклисты на огромной скорости развлекаются тем, что берут где-нибудь на Пирита теэ одинокую машину «в вилку», а, обогнав, перед самым носом поднимают «двухколесного друга» на заднее колесо. Где хоть один патруль? Комиссар, замученный женским любопытством, не выдерживает и говорит, что по указанию свыше всю дорожную полицию надлежит убрать из города и отправить с радарами на трассы. От себя добавляю: рубить «капусту». Короче говоря, «мы поставлены следить за порядком, поэтому беспорядки нас не интересуют». Во всех цивилизованных странах показателем работы дорожной полиции является не количество составленных протоколов, а профилактика нарушений и в конечном итоге их полное отсутствие. И это нормально. Это логично. Но, видимо, в цивилизованных странах все в порядке с бюджетом.

А единственный выход лично для каждого, чтобы избавиться от богатого досье правонарушений (припаркуешься неправильно в течение года — будет плюс еще нарушение, и так можно до конца жизни тащить за собой «хвост» и репутацию рецидивиста) — постараться «продержаться хотя бы год без нарушений» (цитирую господина комиссара). Звучит почти как предупреждение врача-нарколога: вы только, голубчик, не сорвитесь в запой.

После часа беседы оказалось, что господин А. Хирс — человек очень приятный, интеллигентный и с юмором. Так что расставались на оптимистической ноте.

Дарья Тайгер

Источник информации : газета «День за Днём»

Нет комментариев

Добавить комментарий